Велотема
August 23, 2020

Как я ездил BRM 400 «Борщик»

Ежегодно с 2014 года в с. Опошня Полтавской области проходит фестиваль борща и украинской культуры «‎Борщик у глиняному горщику». Специально к этому событию клуб Audax Kharokv проводит 400-километровый бревет «Борщик» со стартом из Харькова.

В середине июня 2020 года я распрощался с тяжелым стальным гравийником, купил карбоновый SuperSix и мне было очень интересно попробовать себя на дистанциях длиннее 200 километров. На новом велосипеде я успел проехать 200 и 300, которая в виду отвратительных дорог далась тяжко. И вот, не смотря на пандемию, праздник и заезд состоялись и я принял в них участие. Хочу рассказать как это было и что я чувствовал.

Старт. Харьков – Красноград (94 км)

Старт был назначен на 20 часов 8 августа, в пятницу. Мы собрались около колонн на западном въезде в Харьков. Нас было 11 человек. Никто не опоздал, сделав достаточно фотографий мы выдвинулись по Киевской трассе к началу автомагистрали М-29.

Фото Евгения Запары
Фото Евгения Запары

Мчаться в темноте по автомагистрали для меня было настоящим удовольствием. Широкая безопасная обочина, сглаженный рельеф, звездное небо и треск сверчков – три часа пролетели незаметно. Хотя ехать на велосипеде по автомагистрали запрещено, на ней гораздо безопаснее, чем на обычных трассах, ведь в твоем распоряжении всегда широкая заасфальтированная обочина. Для меня этот рывок – несомненно лучшая часть бревета в плане удовольствия именно от езды.

Красноград – М-22 (106 км)

После онлайн-отметки на контрольном пункте в Пещанке и дозаправки водой настало время углубляться в проселочные дороги. На меня нахлынула тревога. Стрелки часов перевалили за полночь, сельские улицы были пусты и лишь из кафешек доносилась музыка и веселые крики – люди праздновали вечер пятницы, впереди у них были выходные, мне же предстояло всю ночь и последующий день крутить педали.

На этот участок я въезжал в одиночестве, но вскоре меня обогнал один из участников, потом догнал другой и мы сбились в тройку. Дороги были щедро покрыты ямами и я был рад, что еду не один – устроившись сзади я мог видеть что объезжают ребята и экономить заряд фонарика. Тем не менее я все равно часто попадал в ямы, повербанк в нарамной сумочке громко стучал об карбон, однако тряска не давала мне уснуть. Сонливость начала брать свое и я стал залипать. Я решил, что спешить незачем, и сделав отметку на втором контрольном пункте в с. Дубина я решил присесть поспать пол часа до рассвета, укутавшись в кофту, которую взял с собой. Ребята поехали дальше. Проспал я, наверное, минут десять, после чего подъехала другая большая группа участников и там уже было не до сна. Все вместе мы продолжили движение по маршруту, посмотрели небольшую инсталляцию «‎Поляна казок» со статуями бабы Яги и ее избушки, лешего, ученого кота, ходящего по цепи вокруг дуба. Качественных фотографий у меня нет так как было еще темно. Затем мы пересекли реку Ворсклу и уже засветло выехали на дорогу М-22, ведущую к Полтаве.

Рассвет над Ворсклой

Меня удивило, что в этой местности в селах почти всю ночь горели фонари. Для сравнения, в Харькове освещение отключается в 01:00.

Через Полтаву в Опошню (75 км)

Дорога к Полтаве приветствовала нас новым ровным асфальтом и встречным ветром. Наша группа вытянулась в линию, я немного погреб впереди, затем пристрился вторым и снова начал засыпать. Перед глазами стали появляться всякие случайные образы, слышались разнообразные звуки. В общем все как в минуты до сна. Решил, что настало время употребить кофейный гель SIS Surge, который я специально для этого взял с собой. Оказалось, штука эта очень вкусная и действительно бодрящая, я куплю себе еще таких чтобы иметь возможность получить прилив сил в тяжелые моменты.

Доехав до Полтавы мы свернули на новый участок объездной дороги. Его построили совсем недавно, пока что толку от него мало и поэтому кроме нас там никого не было (тем более в такую-то рань). Представилась отличная возможность пофотографироваться :)

Ну прямо Китай!

В самой Полтаве мы устроили привал на парковке супермаркета АТБ – перекусили и размялись. Затем посмотрели памятники на поле Полтавской битвы, заехали в Институт свиноводства и направились на север, в Опошню.

Дорога до Опошни позаботилась о том, чтобы мы не забывали что такое ямы, латки и наплывы. Мы ехали не слишком быстро, мне же хотелось поскорее добраться до усадьбы и расслабиться. Остановка чтобы сфотографироваться возле какой-то непонятной арки в Диканьке немного меня разозлила, поэтому дальше я вырвался вперед и добрался до усадьбы сам.

В Опошне. Этно-эко-усадьба «Лялина Світлиця»

Официально фестиваль в этом году был назначен на 15 августа, мы же приехали 9-го и для нас персонально, за 250 гривен с человека, был устроен стол и небольшая экскурсия. Хозяйка, Елена Щербань, рассказала нам об истории фестиваля и вообще этой усадьбы, показала все расположенные там хаты, немного пристыдила на незнание украинских традиций :) Пока борщик для нас доходил в печи мы смогли отдохнуть.

Я всё. Фото Евгения Запары
Фото Евгения Запары
Хозяйка усадьбы Елена Щербань. Фото Евгения Запары

Из блюд у нас были бездрожжевой хлеб, кукурузка, три вида борща по местным полтавским рецептам: с рыбой, с мясом и чисто овощной (к сожалению, не запомнил их красивые названия), чаи, узвары, сало и каченная каша.

Мой борщик и каченная каша

Каша – уникальное полтавское блюдо. По виду невозможно догадаться, что это – пшенка. Каждый такой шарик – пшенинка, многократно укутанная в муку с яйцом. Вкус такой нежный и приятный, я бы с удовольствием ел такую кашу дома, но... время «качения» пшена – три часа! Медитативная работа.

К сожалению, в незнакомой и стрессовой обстановке у меня всегда ком в горле и тошнота. Бреветы – не исключение. Хотя было абсолютно ясно, что мы в безопасности и все хорошо, я не мог нормально пить и есть, поэтому мне не удалось сполна насладиться едой и попробовать все блюда. Эта проблема мучит меня всю жизнь, эти нервные симптомы не проходят даже от алкоголя и все, что мне остается – это время от времени блевать в кустах, даже если особо нечем. Во многом из-за этого кома в горле бреветы даются мне тяжело.

Долго за столом мы не сидели. Пополнили запасы воды, сделали общее фото и стали выдвигаться в путь, домой.

Я всегда с краю. С нами хозяйка Елена а справа работница усадьбы Светлана, в том числе пекущая бездрожжевой хлеб. Фото Евгения Запары

Дорога домой. Опошня – Харьков (125 км)

Хороших дорог больше не было до самой киевской трассы, ставший теперь боковым ветер усилился. Спустя пол часа после выезда с Опошни я оторвался от группы т.к. в том темпе я педали вообще почти не крутил. Оставшись один я начал как обычно громко ругаться, кричать «Эта дорога – не дорога» и прочее, в общем снимать эмоциональное напряжение. Моя скорость была около 20 км/ч. Выдавливать из себя все силы чтобы их съедали ветер и плохая дорога было чертовски досадно. В Краснокутске я купил Диклофенак т.к. у меня болели руки. К тому же маленький прыщик, который был у меня на ягодице перед заездом, стал размером с 25 копеек и стал причинять конкретный дискомфорт. В добавок к этому мой ком в горле никуда не делся, так что дорога домой превратилась в настоящий марафон страданий.

Спустя пару сел после Краснокутска цивилизация закончилась. Дорога шла через поля, мне встречались только автобусные остановки без лавок и съезды к агрономическим станциям. Я начал беспокоиться, что мне не хватит воды, но по крайней мере по дороге часто проезжали автомобили и я утешал себя, что в крайнем случае смогу остановить кого-то и попросить напоить меня. Наконец я доехал до заправки, на которой тем не менее не было ничего кроме топлива. Зато рядом бабушки торговали фруктами и медом, так что я взял себе пакет абрикос. Это были самые отстойные абрикосы, маленькие, жесткие да еще и покрыты точками какой-то болезни, такие даже не срывают с дерева проходя мимо. Но тогда они дали мне немного влаги, сладости да и вообще сам момент покупки чего-то такого простого и понятного как абрикосы значительно улучшил мне настроение.

На подъезде к селу Газовому, где нужно было сделать последнюю перед финишем отметку, ямы на дороге заделали смолой с мелкой каменной крошкой и эта хрень налипла мне на колеса. Доехав до села и пополнив запасы воды я потратил некоторое время чтобы отклеить все мелкие камешки и достать те, что впечатались в покрышку. Я думаю, мне повезло, что ни один из них не смог проникнуть достаточно глубоко и проколоть камеру, хотя остальные тоже проехали этот участок без проколов.

До финиша оставалось уже около тридцати километров, на обочине киевской трассы было много наплывов а кое-где обочины не было вовсе, но по сравнению с предыдущей сотней километров это была хорошая дорога. На пути встретилось несколько подъемов, их я заезжал на крайней звезде уже ни о чем не думая. Впереди виднелась труба ТЭЦ-5 и меня вдохновляло понимание того, что скоро все закончится.

Финиш

Я финишировал в 19:30 проехав, таким образом, маршрут за 23 часа 30 минут. Не помню на каком километре пути я решил, что с финиша домой я поеду на такси :) По приезду я свое решение не изменил – ехать еще 40 минут по кривой окружной дороге с подъемами мне совершенно не хотелось так что я вызвал таксишку и уселся отдыхать. Совсем скоро, спустя 7 минут, подъехали ребята, от которых я оторвался по выезду с Опошни – из-за тошноты я много останавливался и в некоторых местах между нами была буквально минута разницы.

Ко мне приехал здоровенный Hyundai Santa Fe, так что мне даже не пришлось снимать колесо. Женя сфоткал, как я грузился, и реакцию ребят на это :D

F*ck this shit, I'm out. Фото Евгения Запары
Чё? Фото Евгения Запары

Выводы

Для меня это было тяжёлым испытанием, как физически так и психологически. Я рад, что смог, но страдал много и чувства у меня смешанные. Что я понял:

  • 🤢 Пока не будет решена проблема с комом в горле и тошнотой отправляться в такие долгие поездки мне не стоит
  • ☕ Гель с кофеином – спасает
  • 😧 Даже маленький прыщик от 15 часов трения и давления превращается в большую проблему
  • ⛽ Развитая цивилизация все таки есть не везде. Смотреть заправки и магазины по пути стоит заранее, чтобы знать перед каким участком нужно пополнить запасы воды
  • 🛣️ Ночная езда по автомагистрали – настоящий кайф, теперь я хочу проехать ее полностью, до Днепра

Трек этого заезда в Strava: https://www.strava.com/activities/3883965936